ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Главное меню

Русско – французский альянс. Бинарные уроки. PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Автор: Volk   
28.05.2012 16:00

Русско – французский альянс. Бинарные уроки.

Мастерская.  Обобщение опыта

М.Д.Бондарь, учитель русского языка,

Е.В.Поддубняк, учитель французского языка

Учитель тот, кто убивает страх.

Учитель тот, кто утверждает Радость.

Философские чтения

Учитель и ученик растут вместе:

Обучение – наполовину учение.

Ли Цзи

Одна девочка написала в своем сочинении: «Жизнь требует часто больше того, что мы выучили в школе».  Как найти конструкцию урока, которая бы позволила ученику в любой самой сложной ситуации умело организовать поиск своего пути? Нам кажется, на этот вопрос в какой-то мере отвечает французский педагог Селестен Френе. Однажды познакомившись с французскими ателье, мы заинтересовались этой образовательной технологией. Диалог – неотъемлемый признак любой гуманитарной технологии.          Школьное обучение должно строиться как диалог различных исторически существовавших логик, культур, способов понимания.

Наиболее эффективной формой, способствующей развитию навыков взаимодействия в диалоге, является мастерская, благодаря присутствию в ней моментов выбора, само- и социоконструкций, социализации, рефлексии. Последовательность этапов любой мастерской есть не что иное, как смена формы, уровня и содержания диалога: от внутриличностного с самим собой к внешнему – диалогу взглядов, идей, логик, культур. Целью обучения становится развитие личностных качеств и интеллектуальных способностей обучаемого, его мышления.

«Мастерская – это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, который создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту учителя и ученика, дарит радость сотворчества. Цель мастерских: внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребенка» (Педагог гуманитарной гимназии № 74 Н.В. Тарасова)

Чем отличается она от урока? Мастерская – «это событие в жизни мастера и учеников, где в организованном пространстве рождается нечто и люди «мастерят» - конструируют свои знания» (д.п.н. Е.О. Галицких). Целью этой педагогической технологии является не прямая передача информации, а совместный поиск.

В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного  или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной  деятельности. Эта деятельность имитирует метод проб и ошибок, но реализуется по строгим правилам мастерской, что и гарантирует нравственно-валеологическую охрану каждого. Внутри  установленных рамок  всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества.

В процессе  такой работы ученик, используя все виды человеческого взаимодействия – работа в парах сменного состава, в малых группах, неоднократно, межгрупповая социализация; индивидуальная и фронтальная работа; задействованы разные каналы ввода информации; используются разные виды предъявления продукта творческой учебной деятельности, включены как чувственно-эмоциональная, так и когнитивно-логическая сфера учащегося.  На мастерской  чрезвычайно важно богатство видов деятельности «в режиме сотрудничества», что обеспечивает участникам  мастерской решать разные учебные и воспитательные задачи и «овладевать различными способами действия, переводя их во внутренний план субъектов действия», так считает к.п.н. Н.И. Белова. В.В. Гузеев отмечает, что для учащегося интимно-личностное общение является ведущей деятельностью и реализуется через взаимодействие внутри группы (численностью от двух до шести человек), и здесь очень важны мнения и ценности, обсуждаемые в групповом общении, на которые ориентируется в своем поведении ученик

Педагогическая мастерская всегда нацелена на результат, но результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта.

При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество – явления самоценные. Важнейшей свойством мастерской является тот факт, что все участники активно «проживают» какую-либо проблему, исследуемую в каждой конкретной ситуации. Проживая и рефлексируя (отражая, анализируя) учащийся в процессе проживания осознает свою собственную позицию, сталкивается как с отношением сверстников, поставленных в ту же активную позицию проживания, так и с изучаемой информацией.

Педагогическая мастерская технологична, так как создается по определенному алгоритму. Алгоритм - «точное предписание о выполнении и определенном порядке некоторой системы операций, ведущих к решению всех задач данного типа».

Алгоритм мастерской:

  1. Начало мастерской (индуктор) – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Индуктором может быть и вещь, и звук, и символ, т.е. нечто. Оно активизирует личный опыт каждого и создает ситуацию выбора, сбора ассоциаций, пробуждает фантазию и познавательный интерес, включает в деятельность (в нашем случае это было деление на слоги и детские имена)
  2. Первый этап - работа с материалом, информацией, ситуацией, опытом отношений. Он включает создание творческого продукта, его социализацию, то есть предъявление созданного продукта всем участникам мастерской; промежуточную рефлексию и самокоррекцию деятельности. Эта работа сопровождается активизацией познавательного интереса, завершается формированием вопросов    ( в нашей мастерской  - это создание новых слов, ассоциаций)
  3. Второй этап обращает к  новой информации, ее обработке (составлению схем, планов, проектов, рассмотрению и созданию афиш, рисунков, текстов), к корректировке  творческого продукта. Социализация (обсуждение в группе), возникновение разрыва между старым и новым пониманием, представлением, выдвижением гипотез, вариантов суждений, новых вопросов - кульминационный момент мастерской. Афиширование предполагает  представление участниками своих открытий, позиций, проектов, афиш, текстов, ситуаций. ( в нашей мастерской  - это создание текста)
  4. Рефлексивный этап - завершение работы общим анализом пережитого, понятого, открытого в себе. Рефлексия может завершиться выходом на новые проблемы. На этом этапе дети учатся анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, свое отношение и настроение, высказывать свои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим.

Различают следующие типы мастерских:

- мастерские творческого письма

- мастерские построения знаний

- мастерские по самопознанию

- мастерские  отношений и ценностных ориентаций

Скачать:
Скачать этот файл (Мастерская, опыт.rar)Мастерская, опыт.rar[ ]4431 Kb
 

Авторизация



Лидер

6.gif

Лучшая школа

Голосование

Готовы ли вы перейти на "Мой офис" Продукт "Новых облачных технологий"
 

Кто на сайте

Сейчас 97 гостей онлайн

Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) учащихся